Джованни Баттиста Караччоло (Giovanni Battista Caracciolo) прозванный Баттистелло (Battistello) - итальянский художник.
Караччоло был первым и самым ярким мастером прославленной неаполитанской школы живописи XVII в.; он утвердил в Неаполе современное направление в искусстве, которое положило конец многочисленным экспериментам маньеризма романофлорентийского и венецианского происхождения, выдвинувшего на авансцену таких художников, как Б. Коренцио, Ф. Сантафеде, Куриа, Импарато или Форли.
Баттистелло же, напротив, берет за образец творчество Караваджо, он изучает не только его произведения, находящиеся в неаполитанских церквах (исполненные во время пребывания художника в Неаполе в 1607 и в 1610), но и созданные в Риме.
Уже в раннем творчестве Баттистелло использует люминистические эффекты и начинает свои натуралистические искания, еще очень неуверенные и далекие от того, что можно было бы ожидать от художника, знакомого с техникой Караваджо. Эти черты в полной мере проявляются в картине "Изволение апостола Петра из темницы", написанной в 1615 для церкви Пио-Монте делла Мизерикордия в Неаполе(для главного алтаря этой церкви несколькими годами раньше Караваджо исполнил свою композицию "Семь дел милосердия"), а также в целой группе произведений, хранящихся в различных неаполитанских церквах, - "Возвращение св. семейства из Египта" (Пьета деи Туркини), "Чудо св. Антония" (СанДжорджо деи Дженовези), "Непорочное зачатие" (Санта-Мария делла Стелла).
Баттистелло постоянно пытается передать объемность с помощью падающего света, даже тогда, когда под влиянием новых опытов в Риме (путешествие, о котором говорил де Доминичи) и во Флоренции он решительно отказывается от точного и натуралистического изображения. Он обращается к высокопарному формализму, который присущ росписям Аннибале Карраччи в гал. Фарнезе и который при внимательном рассмотрении чувствуется в великих флорентийских образцах эпохи чинквеченто. Таким образом, можно объяснить некоторые странные черты, напоминающие ранний маньеризм, которые, несмотря на новые художественные средства, определяют особое положение Караччоло в развитии неаполитанской живописи XVII в.
Он был родоначальником, предшественником и вместе с тем одиночкой. Если для ранних произведений характерно применение резкого освещения, при котором картинная плоскость приобретает рельефность, то позднее палитра обогащается все более светлыми тонами, а объемность отныне передается через новое обращение с цветом и способ их расположения, постоянно меняющийся и обновляющийся, подобно поиску оправы для драгоценных камней.
Баттистелло также исполнил ряд фресок, величественных и строгих, в которых применял неожиданную гамму светлых и ярких тонов, полных ностальгии по канонам XVI в. Его фрески можно видеть во многих неаполитанских церквах: Санта-Тереза альи Студи (1616), ц. картезианского монастыря СанМартино (капелла Сан-Дженнаро, 1622), капелла делл'Ассунта (1631), Санта-Мария ла Нова (капелла дельи Арканджели), ораторий деи Нобили в ц. Джезу Нуово (закончены Ланфранко). В цикле фресок в капелле делл'Ассунта в ц. Сан-Диего алл'0спеделетто и в серии пейзажей в люнетах четко прослеживается влияние братьев Карраччи.
Картины художника |