Итальянский живописец. Один из крупнейших мастеров Рима 1-й половины XVIII в. Родился в Тоскане, его покровителем был тосканский герцог Козимо III де Медичи. С 1690 работал в Риме. Стал последователем К. Маратти, увлекался живописью болонцев XVII в., Пьетро да Кортона. С 1695 — член Академии Св. Луки, с 1720 — ее президент.
В 1692 состоялся дебют художника в Риме: он принял участие в выставке в честь св. Бартоломео, исполнив полотно "Бог наказывает Каина после смерти Авеля" (Дербишир, Кедлестон-Холл, Нац. собрание).
В 1694 — получил первый приз на Климентинском конкурсе. С этого времени Лути завоевывает большую известность. Его покровителями становятся папа Климент XI и знатные аристократы — кардиналы П. Оттобони и К. А. Фаброни, глава ордена доминиканцев падре А. Клош. Он выполняет заказы известных семейств — Торри, Колонна, Паллавичини, Барберини, Одескальки.
Его картины на религиозные и мифологические сюжеты нравились благодаря своим ярким светящимся краскам (он любил сочетания оранжевых, желтых, фиолетовых, белых цветов), эффектной, но не утрированной светотени, легкой дымке, окутывающей фигуры с мягкими плавными жестами.
Сюжеты из мифологии Лути обычно изображал в римском пейзаже, на фоне античных построек. Эти маленькие полотна кабинетного формата в духе Пьетро да Кортона и Корреджо особенно ценились коллекционерами. В подобной манере Лути изображал и религиозные сюжеты. В маленьком полотне "Христос и самаритянка" (ок. 1715—1720, частное собрание) две фигуры в красном и синем одеяниях изображены на желто-коричневом фоне в пейзаже. Плавные абрисы фигур мягко согласуются со звучной цветовой гаммой картины. Подобные сцены писали в Риме также П. Костанци, С. Конка, Ф. Тревизани, испытавшие влияние рококо.
Большую известность принесло Б. Лути полотно на религиозный сюжет "Св. Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии", заказанное в 1713 коллекционером, основателем Дюссельдорфской галереи, принцем Иоганном Вольпелла, женатым на дочери герцога Козимо III де Медичи. Ревностный католик, он хотел видеть в деятельности святого, канонизированного в 1610, пример христианской добродетели. Художник передал подлинное историческое событие, произошедшее в Милане.
Крупным и почетным заказом было также исполнение фигуры пророка Исайи для римской церкви Сан Джованни ин Латерано (до 1714). По проекту К. Фонтана и дозволению папы, кардинала Бенедетто Памерили здесь с 1700 проводились большие декоративные работы: лучшие скульпторы Рима исполняли мраморные статуи пророков в 12 нишах, а лучшие художники (Б. Лути, М. Бенефьял, П. Л. Гецци, Ф. Тревизани, Дж. Б. Кьяри и др.) должны были написать фигуры пророков над ними в овалах. Лути представил пророка Исайю с книгой в руках, у его ног — табличка с изречением из пророчеств Исайи, за ним — еле различимая монограмма Мадонны (в эскизе вместо монограммы — фигура Мадонны, Лондон, галерея Уолпол). Влияние рококо особенно проявилось во фресках Лути 1720-х — Аллегория правления папы Мартина V (1718—1722, Рим, палаццо Колонна), Аллегория Дианы (1720, Рим, палаццо де Каролис).
Бенедетто Лути был талантливым рисовальщиком. С 1704 возглавлял жюри на ежегодном конкурсе рисунка в Академии Св. Луки. Кроме того, он имел большую коллекцию рисунков (около пяти тысяч), живописи и произведений античной пластики. Особенно высоко ценились его рисунки пастелью. Он был великолепным знатоком античности, участвовал в формировании коллекций таких известных собирателей, как Козимо III де Медичи, П. Кроза, П.-Ж. Мариэтт, Кристина Шведская, герцог Орлеанский и др.
Учениками Б. Лути был и П. Костанци, П. Бьянки, К. ван Лоо, Дж. П. Паннини.
Картины художника |