Соларио принадлежал к семье известных миланских художников и ремесленников, работавших в Ломбардии, Венеции и Риме.
В молодости, вместе со старшим братом скульптором Кристофоро, по прозвищу Гоббо, он работал в Венеции, где в 1495 написал «Мадонну с младенцем и двумя святыми» для ц. Сан-Пьетро в Мурано (ныне — Милан, пинакотека Брера). Исполненное в духе Антонелло да Мессина, это произведение напоминает также работы раннего Дюрера, что заметно также и в следующей по времени «Мадонне с гвоздиками» (там же).
На рубеже столетий Соларио создал серию удивительных портретов («Портрет дворянина», Бостон, Музей изящных искусств; «Портрет дворянина с гвоздикой», Лондон, Нац. гал.; портрет Кристофоро Лонгони, 1505, там же), в которых влияние Дюрера сочетается с влиянием Леонардо и живописи Умбрии и Феррары, результатом чего стало искусство, напоминающее раннего Лотто. В эклектичном «Распятии» (1503, Париж, Лувр) перемешаны черты живописи Умбрии, Феррары и Кремоны, а в «Благовещении» (1506, там же) свободное, но исключительно индивидуальное обращение к приемам Леонардо придает картине почти нидерландскую воздушность и прозрачность.
Связь Соларио с леонардовским кругом в Милане совпала с его путешествием во Францию в 1507. Фрески в замке Гайон не сохранились, но от его пребывания во Франции остались «Мадонна с зеленой подушкой», дар кардинала Амбуазского францисканцам из Блуа (Париж, Лувр), «Пьета», написанная для него же (там же) и «Голова Иоанна Крестителя» (1507, там же), положившая начало одной из наиболее удачных «серий» Соларио, написанной в характерной северной манере и известной по многочисленным оригинальным картинам, репликам и копиям («Есее homo», «Несение креста», «Саломея с головой Иоанна Крестителя»).
Согласно недавней гипотезе, Соларио, возможно, оказал влияние на ранние портреты Жана Клуэ.
Бесспорно, что по возвращении из Франции в 1510 качество его больших религиозных композиций заметно ослабело и свидетельствует о знании художником римской живописи («Пьета», Вашингтон, Нац. гал.; более позднее и незавершенное «Успение Марии», Павия, Чертоза). Напротив, портреты сохраняют высокий уровень («Дама с лютней», Рим, Нац. гал., галерея Барберини); в некоторых из них Соларио словно соперничает с Гольбейном.
Картины художника |